Поиск СТО
Поиск Автомойки

Парковки Харькова или куда идут деньги, когда вы отдаете их парковщику

2.11.2015

   На мой взгляд каждый первый, возможно каждый второй автомобилист в Харькове возмущался парковками, если точнее, то отсутствием прописанных в законе «паркоматов» и наличием «парковщиков» вместо них.

   В этой статье речь пойдет так же о парковках Харькова, но не о нашумевших и уже вышедших из тренда паркоматах, а о том, что лежит на поверхности. Для начала исследования, нужно припарковать свой автомобиль и взять у работника КП «Харьковпарксервис» талон об оплате. Все ведь законно, и проходит через «кассовый аппарат». При изучении врученного нам документа, первое что удивляет, это количество посредников между автомобилистом и городским бюджетом. Их согласно чеку оказывается три, кроме казалось бы логичного  КП «Харківпарксервіс», есть еще ТОВ «Паркінг-12» и ФЛП «Тарасенко». Но обо всем по порядку, начнем разбираться столь запутанной схеме с первой строчки чека, то есть с КП «Харьковпарксервис».

  Для того, что бы зарабатывать на парковочных местах, нужно иметь парковочные места. А ими вышеназванное коммунальное предприятие начало пополняться систематически. Начиная с 2012 года решениями горсовета (оформлялись в виде внесения изменений в решение городского совета от 12.01.2011 г. № 126/11 «Про врегулювання питань справлення податків…») за КП «Харьковпарксервис» закреплялись все новые и новые площадки для парковки.

Места для парковки бывают двух типов:

1. «Відведенні для паркування». Они обозначены только дорожными знаками и иногда разметкой. Это, по сути, кусок проезжей части улицы, на которой разрешена парковка.

2. «Спеціально обладнанні». Имеют ограждение, шлагбаумы, КПП и т.д., по сути, являются аналогами автомобильных стоянок.

Так шаг за шагом, парковка за парковкой, КП «Харьковпарксервис» стал парковочным монополистом в городе.

Кроме него в Харькове есть всего две парковки на 352 машиноместа, которые закреплены за вокзалом «Харьков -Пассажирский». Иных мест для парковки горсовет не предусмотрел.

 

  Итак, как же деньги должны попадать в местный бюджет. И уже здесь появляются первые нюансы. Деньги поступают в местный бюджет посредством налогов, если точнее, местным «збором за місця для паркування транспортних засобів», ставка сбора составляет 0,03% минимальной зарплаты (то есть 36,54 копейки) в день, в год набегает 133 грн. с 1 квадратного метра парковки.

Исключение: 20% площадей для бесплатной парковки авто инвалидов и машин скорой помощи. Простой подсчет показывает, что КП «Харьковпарксервис» (исключив льготные 20%) должно было в течение года заработать 9.3 млн. в год. Вместе с тем, в бюджете города зафиксированы несколько иные суммы:  Например, в бюджете 2014 было предусмотрено 3,7 миллиона гривен., фактически поступило – 4,4 миллиона гривен.На 2015 год в бюджете заложена сумма 4.4 миллиона гривен. То есть похоже на то, что куда-то исчезает половина средств.

  При этом стоит учитывать, что кроме местного налога на землю, теоретически может быть прибыль и самого коммунального предприятия. Но здесь - прибыли нет. Несколько тысяч гривен, которые коммунальное предприятие  задекларировало в этом году, в расчет брать не будем.

  Короче, работают ребята так, что едва хватает на то, чтобы оплатить местный налог.

  Можно было бы, конечно, подумать, что Харьковский горсовет в пылу жадности установила высокие ставки местного сбора, если бы не наука - математика.

С первого взгляда кажется, что городской совет установил «неподъемные» ставки местного сбора. Но несложные  математические расчеты говорят о другом.

Час стоянки в Харькове стоит 2 грн. на специально оборудованных площадках, 5 грн. на специально отведенных парковках.

Если предположить, что в течение рабочего дня (с 9-00 до 18-00) отведенные площадки заполнены наполовину, то выручка всех 1734 площадок (с учетом 20% льготников) должна составлять (1734 х 9 ч х 5 грн / час) х 0 5 х 0,8) около 31 000 гривен в день. В год – 7.8 миллиона  гривен. То есть уже в два раза больше, чем «Харьковпарксервис» отдает родному городу.

Аналогично можно оценить минимальную выручку специально оборудованных площадок: при условии, что среднестатистическая машина ежесуточно находится на нем примерно 12:00, то суточная выручка 4182 площадок может составлять (4182 х 12 ч х 2 грн / час) х 0,5 х 0,8 = 40147,2 грн, или 14600000. грн. в год (принимаются в расчет и будни, и выходные).

Итак, минимальная оценка годовой выручки харьковских коммунальных парковщиков составляет 22 млн.грн.

На самом деле сумма выручки, вероятно, гораздо больше, ведь в «час пик» место для парковки найти трудно. Конечно, есть еще расходы, например, зарплата. Однако легко посчитать самому, что одного-двух миллионов гривен хватит для того, чтобы обеспечить ею всех работников коммунального предприятия за год.

В любом случае речь идет о потере миллионов гривен ежегодно. Почему же в городской бюджет доходит всего лишь 4 млн. грн.
И тут мы опять обращаем внимание, на путь средств от автомобилиста в городской бюджет и находим ТОВ «Парінг-12» и ФЛП «Тарасенко».

Схема, по которой исчезают парковочные средства, была освещена в 2012 году в постановлении  хозяйственного суда Харьковской области № 3/638/2137/13, которым на тот момент существующая «ТОВка» истребовала средства с некоего предпринимателя, который фактически работал парковщиком.

 Судом было установлено, что КП «Харьковпарксервис» и «ТОВ «Паркінг-24»» был заключен договор, согласно которому последнее было уполномочено осуществлять функции оператора.

После этого «ТОВ «Паркінг-24»»заключило с неизвестным предпринимателем два договора. Тот фактически стал следующим «управляющим парковки». За предоставление такого права он обязывался оплачивать «ТОВ «Паркінг-24»»  5 224 грн. ежемесячно, а еще  7652 грн за персонал, который обслуживал площадка.

В парковочных схемах фигурируют две «ТОВки» с похожими названиями. Сначала это были «Паркінг-12» и «Паркінг-24». Обе ТОВ были зарегистрированы по тому же адресу, что и КП «Харковпарксервис» (переулок Советский, 1), и прекратили свое существование в один день – 30 января 2015 года .

В свою очередь, 25 июня 2014 были созданы новые ТОВки - «Парковка-12» и «Парковка-24». По соответствующему адресу.

Официальные доходы этих обществ с ограниченной ответственностью можно оценить с помощью постановления Дзержинского райсуда города Харькова по делу № 638/22354/14-п от 16.01.2015 г.., Согласно которой сумма единого налога ООО «Парковка-24» за 3 квартал 2014 составила 50 тыс грн. К тому времени ставка единого налога (для неплательщиков НДС) составляла 5% от полученного дохода. Следовательно, можно предположить, что за квартал одна «ТОВка» показывала 1 млн. Грн., Выручки, то есть вместе они обе получали 8 млн. грн. в год. Здесь важно отметить - это только безнал.

Использование описанной выше схемы стало возможным после того, как в п.1.5 Правил парковки транспортных средств в г.. Харькове (приложение 1 к решению Харьковского городского совета от 23.12.2011 г.. № 588/11, в редакции решения от 24.10.2012 г.. № 921/12) была предусмотрена возможность передачи функций оператора парковки (которым является КП «Харьковпарксервис») другим - так называемым «уполномоченным лицам оператора», которыми стали указанные выше «ТОВ».

Так вот. Это положение противоречит п.8-1 Правил парковки транспортных средств, утвержденных постановлением КМУ от 03.12.2009 г.. № 1342:

«Операторам запрещается передавать площадки для парковки на тротуарах и проезжей части автомобильных дорог в пользование другим субъектам хозяйствования».

Благодаря юридической эквилибристике харьковские «парковщики» могут доказывать, что передача функций оператора парковки другим лицам не является предоставлением в пользование парковки. Но по сути площадки находятся в пользовании других лиц - ФЛП и «ТОВок».

Поэтому начинать ломать схему нужно, очевидно, с отмены тех положений Правил парковки транспортных средств в г. Харькове, которые открыли возможность для их существования. Если это произойдет, то многолетняя и многомиллионная схема харьковских коммунальных парковщиков может прекратить свое существование.

 

Информационные партнеры